Невостребованные инновации (Москва)

Никому не нужное тепло

Илья ВАРЛАМОВ ( [info] zyalt )

Мост для московского четвертого транспортного кольца, незамерзающие калориферы для детских садов и школ, масштабный проект по строительству тоннеля в вечной мерзлоте, миниметро в Анадыре и еще более 250 изобретений и улучшений. Все это придумал Юрий Иванович Савченко, московский изобретатель и гуманист.

Юрий Иванович живет на втором этаже милого двухэтажного дома в районе Печатники. Дома у него все сделано своими руками. На шкафах — карты, чертежи. На книжных полках – научные книжки. В глазах – неиссякаемый энтузиазм и оптимизм.

« Давно-давно, в 2000-​​м году, я заканчивал свою деятельность как директор фирмы, которая занималась сантехническими работами в Москве. Занимались мы в свое время серьёзными объектами: концертный зал «Россия», Библиотека имени Ленина, уголок Дурова », — начинает рассказ изобретатель.

Мы работали и в ГИТИСе. Здание старое, построенное в 1900-​​х годах. Обогревалось оно конвективными потоками воздуха: не было отопления. И не было никакой радости для входящих с мороза студентов. Тогда я поставил там калорифер ».

Стало теплее, но осталась главная проблема, беспокоившая Юрия Ивановича. Калорифер – штука дорогая, особенно если использовать этот прибор для обогрева большого помещения. Стоящий  у двери нагреватель мог быстро выйти из строя. Во-первых, за счет постоянного открываноя и закрывания  студентами дверей. Во-вторых, из-за снега, который они приносили с собой на ботинках.

Тогда Юрия Ивановича осенило. Он придумал технологию незамерзающего почти в любых условиях калорифера. Секретом, разумеется, не делится. Но технология, говорит, надежная. А главное, простая.

Свое изобретение Савченко позже предложил театру на Таганке и Вахтанговскому театру. Там идея с отоплением всем понравилась. Составили документы, подсчитали, сколько денег понадобится.

« Тогда я первый раз столкнулся с взяточничеством. Я сам понес документы в комитет по культуре города Москвы. К смете (на ремонт) приложил свою аннотацию, что могу сделать эти калориферы уникальными. И что вы думаете? Я походил по всем этим этажам, кабинетам, и каждый раз со мной начинался длинный разговор. Везде тянули резину », — рассказывает он.

Для верности во второй раз к чиновникам изобретатель пошел не один. С собой он прихватил главного инженера театра на Таганке. Однако и тот никак не мог посодействовать Юрию Ивановичу в борьбе с чиновниками.

« И получалась такая ситуация. Мы ходили по кабинетам, а нам говорили так: «Ты выйди, ты войди». И в итоге никто ничего не подписал. Меня опять прокатили ».

По словам Савченко, после всех этих историй он сник, и про успешное продвижение идеи с калорифером через государственные структуры забыл. Правда, несколько раз люди из комитета – на этот раз образовательного – приходили к изобретателю сами.

Помыкавшись по кабинетам, Юрий Владимирович отправился с идеей самодельного цеха по производству калориферов в свою префектуру. Рассказал про цех, описал идею «маленького свечного заводика». На него снова внимательно посмотрели и… отложили дело в долгий ящик.

Почти то же случилось и с другой масштабной идеей изобретателя – с проектом моста для Четвертого транспортного кольца. Проект, как известно, дорогой: власти Москвы даже подумывали его заморозить, хотя ясно, что такая дорога столице очень нужна.

« Краеугольным камнем в нынешней сфере строительства в Москве является Четвертое транспортное кольцо. Меня в свое время осенила мысль относительно этой дорогой стройки. Даже министр транспорта Игорь Левитин приглашал меня на международный транспортный форум, чтобы поделиться наработками.

Когда я пришел с идеей своих калориферов в префектуру, там сидела одна такая начальница Дмитриева. С калориферами мы так и не разобрались, но она меня кое о чем попросила. Сказала так: « Юрий Иванович, вы бы не могли нам помочь с участком Четвертого кольца ?», — начинает свой рассказ о втором своем любимом проекте Савченко.

Как говорит сам изобретатель, о необходимости что-то решать с участком ЧТК в Печатниках и прилегающих районах Дмитриевой сообщило начальство. Тут-то она и вспомнила о «Кулибине», чьи проекты недавно отказывалась рассматривать.

« У нас в районе со стройкой сложно. Здесь же водохранилище, парк, а потом сразу жилые дома. Сюда добавьте промзону, потом болота. Еще и геология сложная: чуть какие распоры поставишь, и все поплывет. И вот Дмитриева дает мне карту, где схематически показано, в каких местах ЧТК будет проходить. Она дает эту карту: я три дня не ем, не пью. А на третий день соображаю, что к чему ».

Тут Юрий Иванович делает небольшое отступление. Дело в том, что о месте своего жительства, он знает все -  каждый кусочек земли. К этому прибавьте его опыт в геологоразведке: изобретатель в свое время пожил и на Чукотке, и на Кольском полуострове.

« Она дает мне еще одну карту. И тут я понимаю, как выйти из положения, чтобы ради Кольца не ломать жилые дома, не вырубать деревья. Дело в том, что в нашем районе во времена Сталина была построена Перервинская плотина, для того чтобы у города было аварийное водохранилище, — на всякий случай. Эта плотина имеет  аппендикс возле пропускного канала. Аппендикс довольно большой. И на этой земле есть хозяйство тех, кто обслуживает эту самую плотину. Грубо говоря, охранники там картошку выращивают. А пятачок хороший большой: и он уже в плане прочности земель устоявшийся.

Эту площадку я и взял за основу своего плана. На ней я ставлю (умозрительно, конечно) колонну, одну-единственную. Вглубь она уходит на 70 метров, а в высоту на 300. И получается конструкция вроде той, что строят сейчас на острове Русский. «Вантовый мост», слышали? ».

На этой самой колонне Юрий Иванович собирается навесить мост с плечом в 1300 метров. Концы его, согласно разработанной схеме, касаются уже спроектированной властями Москвы части ЧТК в районе ныне упраздненного завода АЗЛК.  А на другой стороне — точки между районами Курьяново и Коломенское. Там, по словам изобретателя, свободный ландшафт, так что рушить ничего не придется.

Второй конец (тот, где Курьяново) в итоге подключается к спроектированному изобретателем 300-​​метровому подземному тоннелю.  Тот, в свою очередь, выходит у речки Чертановка. « Таким образом Каширское шоссе не повреждено, здесь (в Печатниках) ничего не повреждено. И все это проложено уже на плане, написанном мной ».

План Юрий Иванович отправил Дмитриевой в надежде, что местные власти, ознакомившись с бумагами, передадут их в какую-нибудь экспертную комиссию, которая уже разберется, что делать с этой идеей. Однако мост ждала судьба калориферов. Ответа на предложение не последовало до сих пор: не прислали даже банальной отписки.

« Я ведь не для себя старался, понимаете. У меня активная жизненная позиция. Я всю жизнь стараюсь для общества », — заключает Юрий Иванович. Только вот, кажется, государство совсем не согласно стараться для общества и людей с подобным кредо терпеть не желает.

21 комментарий к “Невостребованные инновации (Москва)”

  1. pushkeen написал:

    Отличный репортаж, интересный человек! Спасибо!

  2. Rodion написал:

    « Секретом, разумеется, не делится.»

    Дальше можно не читать. Таких сумасшедших изобретателей — которые думают, что изобрели вечный двигатель, а хапуги чиновники не дают на это финансирования — вагон и маленькая тележка.

    Это было бы реально смешно, если бы кто-то подписал проект создания отопления в доме, где работают люди, не видя ни чертежей, ни прототипов. Автор репортажа бы первый обвинил бы этого чиновника в заказе проекта «своим людям».

  3. ВЯЧ написал:

    Я стараюсь быть таким же,спасибо за статью.

  4. Роман написал:

    Отличный вы человек.
    А армия морально-закостенелых-низко-уровнево-меркантильных людей это наш позор
    Мир по чуть меняется зло и зависть вымрут а добрых людей станет больше — я в это верю :)

  5. DJ AntOn написал:

    А сколько таких талантов по земле русской раскидано.. эхх..
    Ему бы блог завести (чтоб внучка вела) и писать туда, я б подписался..

  6. Дима написал:

    То что государство не преследует цели быть полезным обществу, уже давно все поняли. Как искренне жалко этого очень хорошего замечательного человека, что он живет в этой стране…

  7. Начинающий пить написал:

    Кто такой Джон Голт?

  8. gogogo написал:

    если этот мрак с ковром на стенах и дспшными полками — результат его кулибинства, то его на выстрел нельзя подпускать к проектированию чего бы то ни было. то что он там наизобретал и наулучшал не имеет никакого смысла, если он не может нормальную книжную полку сделать.

    потом — на чем он там проектирует? судя по фотографиям на печатной машинке? 21 век, россия, хуле.

  9. Вантаксель написал:

    У нас в Пензе тоже есть такой психбольной. Дмитрий Николаич Мотовилов — придумал бестопливный генератор, аппарат для чтения мысле и философию Новой Цивилизации.

  10. Tabourette написал:

    Странные комментарии — причем здесь книжная полка? Думаю, ни Эйнштейн, ни Пушкин тоже не могли ее сделать… А все же считались гениями, новаторами в своей области. При чем здесь печатная машинка? Уважаемый gogogo, а Колизей, Вы думаете, на компьютере сначала начертили? По какой-то странной причине в нашей стране слово «изобретатель» ассоциируется со словом «сумасшедший». Как можно называть психом человека, не зная его, ни разу с ним не поговорив, по трем с половиной фотографиям в посте…
    Злые люди, пожалуйста, оставьте этот пост без комментариев. Лучше пойдите и от злости разбегитесь со всей силы об стенку. Легче станет и Вам, и всем остальным.

  11. Владислав написал:

    Спасибо за статью. Хороший и добрый человек — побольше бы таких.

    Очень неприятно читать ряд комментариев. Люди, умудряющиеся материться в своих комментариях, тыкать пальцами на обстановку героя этой статьи и высказывать свое мнение о его психическом состоянии — аморальные личности, которые почти наверняка не умеют и молотка держать, зато в комментариях любят строить из себя всезнаек и «специалистов».

  12. Игорь написал:

    Абсолютно согласен с Tabourette. Печально, что находятся такие люди, которые только на то и способны, что обвинять и критиковать добрые дела и замечательных людей.

  13. Иффф написал:

    Окей, поборники добра. А с чего вы сделали вывод о том, что он нормален? По трем фотографиям?
    Согласен с теми, кто критикует этого кулибина. Наверное, в каждом городе есть такой вот сумасбродный изобретать с «гениальными» изобретениями.
    Где хоть один такой вот рабочий и собранный калорифер? Вы его видели? А чертежи его видели?
    Мост для четвертого транспортного кольца? Ок, зачем нужны комиссии, инженеры, геологи… Давайте пусть его строит старикашка-изобретатель. Вам же по нем ездить, чо уж там.

  14. артем написал:

    Рассудить, действительно ли неоцененный гений или сумасшедший могут только другие люди. Причем это делается не словами самого виновника торжества, мол «сам Левитин меня уважал» и «сам инженер Таганки оценил ноу-хау», а журналисту нужно спросить самого Левитина, сходить самому в театры, которые якобы страдают от нехватки этого изобретения, сходить в патентное бюро, посоветоваться с другими техническими специалистами о личности героя. А так, кто угодно может про себя рассказать сказки.
    Статье — респект за слезу, но жирный журналистский низачот.

  15. Иффф написал:

    артем, правильно. А еще с теми самыми чиновниками, кто его «прокатывал» тоже поговорить. Узнать причины отказа.
    Уверен, что весной и осенью их кабинеты посещал не один он с его гениальными идеями и уникальными разработками.

  16. майк написал:

    Чиновники у нас продажные — кто б спорил. Но этот «кулибин» явно не из породы самородков. Скорее уж из тех кто хочет считать себя таковыми.

    « Дома у него все сделано своими руками. » — нет комментариев, на фото все видно.
    »Секретом, разумеется, не делится. » Правильно, вдруг засмеют. Интересно, что он намерян далее делать с этим секретом? Писать в ООН?)))

    Действительно, кто такой Джон Голт?

  17. Прохожий написал:

    Статья, как я понимаю жестокий глум. Долго смеялся.Судя по фотографиям быта гениального кулибина с вешалками-плечиками на полках можно себе представить внутренний мир всех вот этих советских инженеров-гениальных изобретателей вантовых мостов( привет мосту в Серебрянном бору с дебильной грыжей из стекла,куда так и не смогли сделать подъемник)и которые проектировали, например, дизайн всех этих совецких авто » москвичей», «жигулей» , «волг» и «запорожцев». Бытовых приборов и магнитофонов. Это что-то неопрятное, тусклоглазое и криворожее, опущенное ещё в утробе матери, всю жизнь носящее каску из прессованного чеснока.Насколько надо ненавидеть себя как человека, чтоб жить в таком сраче? И все это называется емким словом «СОВОК».

  18. Алексеус написал:

    gogogo, я так понял, он не проектирует, а предлагает концептуальные идеи. Естественно они требуют инженерной проработки, расчетов и т.д. Так работают все Норманы Фостеры и прочие Куросавы — нарисуют презерватив в пальто, а потом инженеры голову ломают, как этот презерватив воплотить в реальности. Получается не всегда.
    Прохожий, а вы сами-то как живете, что по трем фоткам, на которых ничего не видно, делаете какие-то выводы?

  19. Серж написал:

    Злые вы =(
    Вас бы посадить на его пенсию и посмотрели какие у вас харомы боярские были… На себя взгляните прежде чем о других что-то говорить отвратительное… Какие люди — такие и комменты у них — г*вно!

  20. Степан написал:

    как то странно, человек взрослый, умный, если действительно толковую идею придумал то запатентовал бы ее и потом бы не было фраз «Секретом, разумеется, не делится.»
    мужик молодец, активный, но инфы мало =(

  21. Dusia написал:

    Замечательный сосед! А про критиканов все давно известно

    Ты – менеджер среднего звена,
    Ты не работаешь под, ты работаешь на.
    Твой этот век, твоя компьютерная эра -
    Главное не человек, а его карьера.

Оставить комментарий